Коллегия добилась признания незаконным постановления следственного органа о возбуждении уголовного дела в отношении доверителя по статье 303 УК РФ
Нечасто удается признать незаконным постановление о возбуждении уголовного дела. Как правило, следствие подходит к вопросу возбуждения уголовного дела с осторожностью. Каждое такое постановление проверяется прокурором.
Хамовнический районный суд г. Москвы, а затем Московский городской суд признали незаконным постановление следственного органа о возбуждении уголовного дела в отношении нашего доверителя по статье 303 УК РФ (фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности).
Органы следствия, вероятно, полагали, что доследственной проверкой является принятие заявления от представителя заявителя, получение объяснение самого заявители и составление рапорта об обнаружении признаков преступления.
Между тем, проверка обстоятельств – это сопоставление фактов с иными обстоятельствами, их оценка на предмет достоверности. В нашем случае доводы заявителей следствием фактически не проверялись.
Второй ошибкой следствия стало то, что оно не заметило существенный пропуск сроков давности. Они истекли осенью 2019 года. Заявление о возбуждении дела было подано осенью 2021 года.
Особый интерес в этом кейсе вызывает то, каким образом следствие пыталось выйти из непростого для себя положения в процессе рассмотрения судом нашей жалобы. Первое, на что оно рассчитывало – это довод о том, что для вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела требуется согласие потенциального подозреваемого. Второе – это прелюбопытнейшее постановление о «переквалификации» действий нашего доверителя с ч. 1 ст. 303 УК РФ на ч. 4 ст. 159 УК РФ, сроки давности по которой многократно выше.
Как известно, такого процессуального действия как квалификация или переквалификация в УПК РФ нет. Есть стадия возбуждения уголовного дела, где в обязательном порядке указывается преступление (часть и статья УК РФ), по поводу которого выносится постановление, есть стадия предъявления обвинения, где также должна быть указана часть и статья УК РФ.
В итоге ни органам следствия, ни поддерживающим их в суде прокурорам не удалось доказать свою правоту и переубедить суд. Постановление о возбуждении уголовного дела признано незаконным.
Вследствие этого все произведенные к этому моменту следственные действия также признаются незаконными.
Защиту доверителя по жалобе в суде осуществлял адвокат Константин Лазарев.